История древнего Рима

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » История древнего Рима » Республика » Секст Помпей и триумвиры: Мизенское соглашение 39 г. до н.э.


Секст Помпей и триумвиры: Мизенское соглашение 39 г. до н.э.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

После разгрома Л. Антония в Перузинской войне Сицилия приняла новую волну беженцев - его сторонников. На Сицилии оказалась и Юлия, мать Марка и Луция Антониев. Появление ее на острове было использовано Секстом Помпеем для политической демонстрации. Для того, чтобы вызвать М. Антония в Италию, он с нарочито торжественными почестями (на военных кораблях, в сопровождении наиболее знатных своих сторонников)отправил к нему в Афины мать. После этого союз Помпея с Антонием, начало которому было положено еще в 44 г. до н. э.1, стал достоянием гласности и последнему ничего не оставалось, кроме того, чтобы прибыть в Италию и подтвердить это. Договор нашел широкое освящение в античных источниках.  Он предусматривал военную взаимопомощь в случае войны с Октавианом, а если тот пойдет на заключение мира с Антонием, последний постарается примирить его и с Секстом2.
Военный союз Помпея и Антония послужил поводом к началу военных действий. Антоний переправился из Греции в Брундизий и осадил его, Секст высадил десанты на побережье Италии, захватил Бруттий и вел бои на подступах к Фуриям и Консенции. Флотоводец Помпея Менодор в то же время захватил Сардинию3.  К осени 40 г. до н. э. союзники завладели южной Италией, но развить успех им не удалось. Солдаты Октавиана и Антония вновь выступили как единая политическая сила и заставили своих полководцев прийти к соглашению.
Заключенный в Брундизии осенью 40 г. до н.э. договор на время сгладил противоречия между триумвирами. По договору Антоний отказался от прав на Италию, которой до  этого триумвиры владели совместно. Октавиан получил в управление западные провинции, а Антоний - восточные. Африка была оставлена Лепиду. В отношении Секста Помпея в договор было внесено условие: «Цезарь (Октавиан- В. Р.), е с л и   н и ч е г о  н е   и з м е н и т с я, должен будет вести войну с Помпеем» 4.
Таким образом, интересы Помпея в этом договоре учтены не были, но Антоний, как и обещал Сексту, направил свои усилия на примирение его с Октавианом. В этом ему помогал рост пропомпеянских настроений в Риме. Во время одного из голодных бунтов, вызванного начатой Секстом блокадой Италии, Октавиан подвергся нападению толпы, требовавшей мира с Помпеем, и спасся лишь благодаря Антонию, к которому народ относился гораздо лучше, так как знал его, как сторонника примирения с Секстом5.
Впрочем, и Октавиан начал понимать необходимость сотрудничества с Секстом. Еще весной 40 г. до н.э. он отправил к нему Муцию, с предложением союза против Антония6. Секст ответил отказом,  но  попытки  Октавиана  к примирению продолжались. В августе он попытался добиться цели, породнившись с  Помпеем.   Он   предложил   Л.  Скрибонию Либону, тестю Секста, выдать за него замуж его сестру Скрибонию. Либон, несомненно с ведома зятя,  ответил жениху согласием7.
Таким образом, необходимость заключения мира с Секстом Помпеем к зиме 40-39 гг. до н.э. осознавалась всеми и по предложению Антония начались переговоры о созыве мирной конференции. М. Антоний посоветовал родственникам Либона вызвать его в Рим «для поздравления свояка» по случаю свадьбы и дал ему гарантии безопасности, к которым позже присоединился и Октавиан. В то же время народ потребовал от Муции вновь отправиться к сыну, чтобы склонить его к переговорам8. Миссии Либона и Муции оказались успешными: Антоний и Октавиан с одной стороны и Секст Помпей с другой договорились о личной встрече, которая была назначена на начало лета в Путеолах9.
Секст Помпей согласился на переговоры не без колебаний. Предложение мира вызвало противоречивые мнения в его лагере и в конце концов раскололо его. Наиболее могущественный из вольноотпущенников - управлявший Сардинией Менодор - и его сторонники выступили против примирения, не желая упускать удобного момента для разгрома триумвиров, ослабленных голодом и ростом пропомпеянских настроений в Италии. С другой стороны, аристократы рассчитывали восстановить в результате мира свое положение в Риме и настаивали на соглашении с триумвирами.  По - видимому,    Секст  первоначально   поддержал   мнение вольноотпущенников и это стало причиной заговора аристократов против него, возглавленного Стаем Мурком, который имел значительный авторитет в войсках. Однако, заговор был раскрыт, а Мурк сослан в Сиракузы и убит подосланными Помпеем или Менодором убийцами10.
После смерти Мурка, однако, противостояние сторонников и противников мира не завершилось. Аристократы, которых поддержали тесть Помпея Либон и его мать Муция, все же склонили Секста на свою сторону11.
Наконец, в начале лета 39 г.  до н. э. в Путеолах собрались Октавиан, Антоний и Помпей. Для переговоров рядом с берегом был построен помост, на котором переговорщики и сходились: два триумвира из прибрежного лагеря, Помпей и Либон, ставший после успеха его посреднической миссии, смерти Мурка и ослабления влияния Менодора вторым лицом в государстве Секста Помпея.
Едва начавшись, переговоры были чуть не сорваны. Секст потребовал включения его в триумвират вместо Лепида, на что триумвиры ответили отказом.  Со своей стороны, они предложили Помпею лишь возвращение из изгнания, но с отказом от Сицилии и войск, то есть при условии отхода от политической деятельности. Различие позиций привели к перерыву в переговорах - лидеры отказывались от встреч между собой, доверив посредникам сближение позиций.
Помпей требовал возвращения всех беженцев с восстановлением их  прав на конфискованное имущество, а для проскрибированных замены смертной казни на простое изгнание. Триумвиры согласились на возвращение беженцам четвертой части имущества, о чем написали их лидерам. Последние, боявшиеся Секста после гибели Мурка, согласились на предлагаемые условия и потребовали того же от Помпея.
Секст, стремившийся к лучшим условиям, был огорчен требованиями сторонников. Он обвинил их в предательстве и вновь приблизил к себе Менодора, о котором стал отзываться, «как об искусном полководце, и притом единственном, кто ему предан»12. Впрочем, под давлением матери, Либона и его дочери - своей жены Скрибонии, Секст согласился на новую личную встречу с  триумвирами. В ходе личных переговоров стороны пришли к компромиссу - проскрибированные (кроме убийц Цезаря) получали право вернуться в Рим и четверть конфискованного имущества, прочим изгнанникам восстанавливались права и имущество в полном объеме.
Таким образом, долгожданное соглашение было заключено. Его участниками стали Октавиан, Антоний и Помпей. Лепид, растерявший свое политическое значение, для участия в переговорах приглашен не был.
В ходе переговоров триумвиры, и в первую очередь Октавиан, уступили Сексту по всем позициям. Условия договора гарантировали ему все, чего он добивался более пяти лет: Секст получил право на возвращение в Рим, на занятие консульской магистратуры, был включен в жреческую коллегию авгуров. За ним сохранялись островные провинции и добавлялась Ахайя. Изгнанники, за исключением убийц Цезаря, получали амнистию, и им возвращалось имущество (проскрибированным - его четвертая часть). Солдаты Секста приравнивались в правах к солдатам триумвиров, сражавшиеся на его  стороне  рабы  признавались  свободными.  Сам  Секст обязывался высылать в Рим  хлеб, который издавна поставляла Сицилия и не принимать более беглых рабов13.
Заключение мира было закреплено установлением новых родственных связей между заинтересованными сторонами, скреплявших новый «триумвират». К существовавшим уже бракам Антония и сестры Октавиана Октавии, Октавиана  и  сестры  Либона  и  свояченицы  Помпея  Скрибонии добавилась помолвка между племянником Октавиана и пасынком Антония М. Клавдием Марцеллом и дочерью Секста  Помпеей14. Династический характер помолвки особенно подчеркивает возраст «жениха» и «невесты». Марцеллу в 39 г. до н.э. исполнилось четыре года. Возраст Помпеи нам неизвестен, но был примерно таким же. После разрыва отношений между Октавианом и Помпеем помолвка была также разорвана. Марцелл в дальнейшем женился на Юлии, дочери Октавиана и Скрибонии, а Помпея вышла замуж за М. Ливия Друза, консула 15 г. до н.э. Их сыном был М. Скрибоний Либон Друз, усыновленный своим прадедом Л. Скрибонием Либоном, возглавивший в 16 г.  заговор против Тиберия15.
Последним решением Путеольской мирной конференции было новое распределение магистратур. Секст Помпей и Л. Либон были назначены консулами на 33 и 34 гг. до н. э. соответственно.  Либон должен был занимать магистратуру совместно с Антонием, а Помпей на следующий год - с Октавианом. На 32 г. до н.э.  консулами были назначены антонианец Гн. Домиций Агенобарб и сторонник Октавиана Г. Сосий, на 31 г. до н. э. вновь Антоний и Октавиан, после чего по решению сторон    высшую   власть   предполагалось   вернуть народу16.  Были   также распределены также и низшие магистратуры. Нам известно имя одного из сторонников Секста, назначенного претором. Сохранилась надпись, относящаяся к 39-36 гг. до н.э.  и найденная в Лилибее: Mag. Pompeio Mag. f. Pio imp. augure cos. desig. portam et turres L. Plinius L. f. Rufus leg. pro pr. pr. desig. f. c.- «Магну Помпею, сыну Магна, Пию («Благочестивому») императору, авгуру, избранному консулом, ворота и стены Л. Плиний, сын Л., Руф, легат пропретор, и з б р а н н ы й   п р е т о р о м, построил (fecit) и укрепил (сommunivit)» 17.
Это было третьим распределением магистратур с 44 г. до н.э.   В  начале  этого года Цезарь, рассчитывая отправиться в поход против парфян, распределил магистратуры на пять лет (44-40 гг. до н. э.). При заключении II триумвирата Антоний, Октавиан и Лепид также назначили магистратов на пятилетие. Аппиан пишет, что магистратуры были распределены на «ближайшие пять лет», но, по нашему мнению, это не верно - было распределено следующее за списком Цезаря пятилетие, то есть 39-35 гг. до н.э.   Таким образом, путеольский список магистратов  примыкал к триумвирскому, но в отличие от предыдущих распространялся не на пять, а на четыре года18.
Путеольский договор стал крупнейшей победой Секста на протяжении всей его карьеры. Триумвиры, фактически, уступили по всем позициям. Помпей не только добился признания своего положения и прав,  но также и прав своих сторонников. Ярким показателем объема уступок триумвиров является предоставление свободы рабам, сражавшимся в армии Секста19.
По нашему мнению, можно вполне признать факт вхождения Секста Помпея в триумвират вместо М. Эмилия Лепида. Договор в Путеолах копировал в основных пунктах соглашение 43 г. до н.э.    между триумвирами. Оба договора закрепляли распределение провинций между договаривающимися сторонами на пять лет. Путеольское соглашение прямо указывало, что Секст получал власть над провинциями «на тех же основаниях, на каких Антоний и Цезарь (Октавиан - В. Р.) владеют остальными провинциями»20. Согласно обоим договорам распределялись и магистратур между  сторонниками сначала Антония, Октавиана и Лепида, а затем первых двух и Секста Помпея, назначались награды их солдатам. Невключение же Секста в триумвират юридически можно объяснить тем, что срок полномочий триумвиров скоро (осенью 38 г. до н.э.) истекал и, возможно, он должен был войти в эту коллегию при новом продлении полномочий. Падение авторитета Лепида было закреплено игнорированием его и его интересов во время переговоров.
После заключения мира Помпея покинула значительная часть его сторонников из числа знати. С одной стороны, это ослабило позиции Секста среди нобилитета, но зато с другой - укрепило ряды его партии. По меткому определению В. Н. Парфенова: «Случайные элементы отсеялись, убежденные враги цезарианцев остались»21. Действительно, после 39 г. до н.э.    мы не видим в лагере Секста признаков нелояльности к нему знати, приведшей перед этим к заговору Мурка.
Отрицательным результатом договора, первоначально не очевидным, был разрыв отношений между Секстом и Антонием. М.Антоний, больше других старавшийся, чтобы мир был все же заключен, не приобрел по его итогам ничего и даже потерял одну из своих провинций, перешедшую к Помпею. Согласие Секста на ее принятие, требование от Антония скорейшей ее передачи подорвали союз между ними. Недовольство Антония вызвала и женитьба Октавиана на Скрибонии, а также помолвка Марцелла и Помпеи. В эпоху широко распространенных династических браков они выглядели как наметившийся союз Помпея и Октавиана.
Противоречия между Антонием и Помпеем, ненависть к последнему Октавиана, вызванная унижением, которому он подвергся в Путеолах22, не позволили миру между ними стать долговечным. Надеждам на окончание гражданских войн, которые связывали с ним простые граждане Италии23, не суждено было сбыться. Уже осенью 39 г. до н. э. начали происходить инциденты, нарушающие мир. Октавиан обвинял Секста в возобновлении пиратских действий, Секст отвергал обвинения, но, опасаясь вероломства со стороны наследника Цезаря, начал строительство новых кораблей, призывая сторонников «быть готовыми ко всему»24. Наряду с этим, он возобновил прием рабов, продолжавших бежать на Сицилию.
В античных источниках не существует единого взгляда на то, кто был действительным виновником возобновления войны. Октавиан Август и его современники, а также использовавшие их работы поздние авторы  (III-IV вв. н. э.) обвиняли во всем Секста и его страсть к пиратству25. Однако, сразу после смерти Августа оценки событий изменились. Тацит, описывая настроения в Риме того времени, отмечает, что многие считали виновным Октавиана, говоря, что «Помпей был обманут подобием мира»26.
Даже Веллей Патеркул, крайне негативно относившийся к Сексту, был вынужден признать, что война началась по желанию Октавиана, обеспокоенного ростом славы и увеличением флота Помпея27.
Аппиан дает наиболее подробное описание событий, приведших к разрыву Путеольских договоренностей. По его словам, Октавиан назвал следующие причины войны: Антоний затягивал с передачей  Сексту  Ахайи, и тот «или раздраженный этим, как утверждал Цезарь, или вследствие врожденного предательства, или по подстрекательству Менодора»28 начал нарушать договор. Октавиан узнал об этом, захватив нескольких пиратов, которые под пыткой заявили, что посланы Помпеем. А. М. Гоуинг, по нашему мнению справедливо, видит во всех этих событиях тонкий замысел Октавиана, рассчитанный на то, чтобы направить против Секста общественное недовольство. Вслед за Аппианом, он признает справедливыми жалобы Помпея относительно Ахайи и пишет: «Аппиан поэтому не опровергает обвинений в использовании пиратов, звучавших в адрес Секста, но он подкапывается под мнение, что Октавиан невиновен ни в каких несправедливостях»29. Аппиан, хотя и передает версию противников Секста, сам придерживается другой, обвинявшей будущего императора. Свое изложение он предваряет замечанием: «Хотя, как можно подозревать, причины разрыва были иные...»30.
Как бы то ни было, Путеольские соглашения просуществовали недолго. Их нарушение привело к новому витку гражданских войн, закончившихся гибелью Секста Помпея и его сицилийской державы.
Несмотря на недолговечность, они имеют большое значение в политической истории Рима 40-30 гг. до н. э. Переговоры триумвиров с Секстом и фактическое включение его в триумвират вместо Лепида подчеркивают значение, которым он обладал в это время. Юридически, младший Помпей являлся изгнанником и беглым преступником, но на практике входил в тройку политиков, вершивших судьбы Рима и всего Средиземноморья.

0

2

1. О взаимоотношениях Секста Помпея и Марка Антония смотреть в нашей статье: Секст Помпей и Марк Антоний: тайная дипломатия времен II триумвирата // Новик.  Сборник научных студенческих работ ист. фак-та ВГУ., вып.1., Воронеж, 1998.
2. App. B. C., V, 52.
3. App. B. C., V, 55-59.
4. App. B. C., V, 65.
5. App. B. C., V, 67-68.
6. Dio Cass. XLVIII, 16.
7. App. B. C., V, 53; Dio Cass. XLVIII, 20. Хронологию переговоров Октавиана с Секстом в 40 г. смотреть в: Ферреро Г. Величие и падение Рима. М., 1916.,  т. 3., с. 247.
8. App. B. C., V, 69.
9. Историографию вопроса о месте проведения встречи смотреть в: Машкин Н. А. Принципат Августа. М., 1949., с. 253.
10. По обвинению в убийстве Мурка были казнены рабы (вероятно, подосланные Менодором), но общественное мнение считало убийцами военного трибуна и центуриона, командовавших охраной ссыльного, подкупленных Секстом.  App. B. C., V, 70; Dio  Cass., XLVIII, 19; Vell. II, 77.   
11. App. B. C., V, 71.
12. App. B. C., V, 71.
13. App. B. C., V, 72; Dio Cass. XLVIII, 36; Vell. II, 77, 2; Plut. Ant., 32.
14. App. B. C., V, 73; Dio Cass. XLVIII, 38, 3.
15. Der Kleine Pauly, Berlin., 1975., Bd. 5, sp. 55.
16. App. B. C., V, 73; Dio Cass. XLVIII, 38, 3.
17. Dessau H. Inscriptiones Latinae Selectae. Berlin, 1955., Vol. 3, P. 2, 8891. (Перевод наш. - В. Р.)
18. App. B. C., II, 128. App. B. C., IV, 2.
19. Крист К. История времен Римских императоров. Ростов н/Д., 1997., с. 91.
20. App. B. C., V, 72.
21. Парфенов В. Н. Рим от Цезаря до Августа. Саратов, 1987., с. 71.
22. Крист К. Ук. соч., с. 91-92.
23. App. B. C., V, 74; Dio Cass. XLVIII, 37.
24. App. B. C., V, 77.
25. Liv. Per., 128; Flor. II, 18, 5; Dio Cass. XLVIII, 46, 1; Eutrop. VII, 6, 1.
26. Tac. Ann., I,10.
27. Vell. II, 79, 1.
28. App. B. C., V, 77.
29. Gowing A. M. The triumviral narratives of Appian and Dio Cassius. Ann Arbor, 1992., p. 192-193.
30. App. B. C., V, 77, 80.

0


Вы здесь » История древнего Рима » Республика » Секст Помпей и триумвиры: Мизенское соглашение 39 г. до н.э.