http://sh.uploads.ru/t/VSivf.png

Род Цезиев, хотя и имел римское гражданство, но жил за пределами Рима и не стремился к политической карьере. Цезии иногда встречаются в источниках в качестве публиканов или как магистраты маленьких городков центральной Италии.
Л. Цезий, монетарий конца II в. до н.э. был, видимо, первым в своем семействе, кто решил направиться в Рим ради политической карьеры. Однако больших успехов на государственном поприще он не снискал – источники не сохранили для нас сведения о прохождении им других магистратур. Возможно, впрочем, что в Риме он познакомился с Л. Корнелием Суллой и после его победы в гражданских войнах и установления диктатуры был назначен на должность дуумвира в Помпеях – колонии, выведенной Суллой для своих ветеранов.
Эпиграфика Помпей донесла до наших дней надпись, сообщающая о его магистратуре:
L(ucius) Caesius C(ai) f(ilius) d(uum)v(ir) i(ure) d(icundo) / C(aius) Occius M(arci) f(ilius) / L(ucius) Niraemius A(uli) f(ilius) IIv(iri) / d(e) d(ecurionum) s(ententia) ex peq(unia!) publ(ica) / fac(iundum) curar(unt) prob(arunt)que (CIL X, 819)
Обратим внимание на сходство должностей – если Сулла стал в Риме диктатором для написания законов (dictator legibus faciendis), то Цезий в Помпеях – дуумвиром для составления права (IIvir iure dicundo). Как кажется, роль Цезия в кампанском городке была подобна роли Суллы в столице – подобно диктатору он должен был установить конституцию для своего города. Отметим также, что как при Сулле-диктаторе существовали обычные гражданские магистраты, включая консулов Долабеллу и Декулу, так и при дуумвире-законодателе Цезии действовали высшие магистраты колонии – дуумвиры Окций и Ниремий.
Несколькими годами позже другой Цезий был городским претором, занимая высшую после консулов государственную магистратуру. К сожалению Цицерон лишь вскользь упоминает его, а иные источники вообще обошли его деятельность стороной.

Писать о символике денариев Цезия после фундаментального труда С. Г. Плаксина «Боги и мифологические герои на монетах Римской республики» (М, 2011) крайне сложно, поэтому я лишь повторю сделанные им выводы. Сюжет реверса изображает ларов, охранителей дома и его хозяев.  Монограмма, сопровождающая изображение,  уточняет, что речь идет о LA(res) PR(a)E(stites), то есть о государственных ларах, Плутарх и Овидий дают нам точное описание ларов:
«Лары — такие же демоны-мстители, вроде Эриний, надзирающие за жизнью и домом человека. Потому-то и закутывают их в собачьи шкуры и сажают перед ними пса, что они усердно выслеживают и преследуют всех злонравных» (Плутарх).
Овидий, оставивший описание алтаря Государственных ларов, сообщил и подробности об их функциях:
В мая календы алтарь был воздвигнут хранителям-Ларам
И изваяния с ним малые этих богов.
Курием он посвящен, но давно уж от ветхости рухнул —
Даже и камни порой долгая старость крушит.
Имя «хранителей» им потому присвоено было,
Что охраняет их взор все, за чем смотрят они.
Нас они берегут, соблюдают и города стены,
С нами всегда, и во всем помощь они подают.
Но у подножия Ларов стоит из камня собака —
Как объяснить, почему вместе здесь Лары и пес?
Вместе хранят они дом и оба хозяину верны;
За перепутьем следит Лар, и собака следит.
Оба сгоняют воров — и Лар и Дианина стая,
Бдительны Лары всегда, бдительны также и псы.
Отметим, что существует и другая версия расшифровки монограммы и, соответственно, атрибуции ларов – LA(res) RE(giensis). По этой версии Цезий изобразил на монете лары города Регий, что, как указывает С. Г. Плаксин, «можно толковать как указание либо на место чеканки денариев, либо на регийское происхождение рода монетария». Источники действительно донесли до нас сведения о связи одного из Цезиев  с Регием. В годы пирровой войны гарнизон Регия восстал против Рима и выбрал своим командиром писца бывшего коменданта М. Цезия. Однако на мой взгляд, данная связь между Цезием-монетарием и Регием настолько натянута, что представляется возможным согласиться с высказанной ранее версией, в пользу которой свидетельствуют Плутарх и Овидий.