История древнего Рима

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » История древнего Рима » Республика » Флот Секста Помпея


Флот Секста Помпея

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Для начала определимся, какие качества предъявлялись военным кораблям в эпоху II триумвирата. По моему мнению это быстрота, маневренность, возможность принять на борт максимальное количество морских пехотинцев и технических приспособлений, малая осадка и высота борта. Очевидно, что одновременно все эти качества не могли сочетаться на одном корабле. Для достижения быстроты и маневренности требовались узкие и длинные (для помещения максимального количества гребцов) суда. Для размещения пехоты и орудий, напротив, широкие. Высокий борт не мог сочетаться с малой осадкой.
Таким образом, флотоводцу приходилось выбирать между быстротой и мощью, маневренностью и вместимостью. При этом выбор зависел не только от его желания, но, в первую очередь, от материальной базы подконтрольных ему территорий, а также от тех задач, которые ставились перед флотом.

Секст Помпей в своей деятельности мог опираться на судостроительные возможности трех регионов. В начале своей самостоятельной деятельности на испанские верфи, затем, небольшой период времени, на Массилию, в течении семи лет – на Сицилию.

Отметим, что римские власти не приветствовали большого военно-морского строительства в провинциях. Именно с этим связан расцвет пиратства в первой половине Iв. Упадок эллинистических держав и негласный запрет на содержание крупного флота на подконтрольных Риму территориях привели к тому, что пираты чувствовали себя на просторах Средиземноморья подлинными хозяевами. Лишь деятельность Помпея Магна и чрезвычайное сосредоточение сил и средств под его командованием позволило в 60-х гг. на время решить проблему. Однако, в положении провинций в плане содержания военно-морских сил мало что изменилось.
Таким образом, Секст Помпей при создании флота не мог в большом количестве воспользоваться имеющимися кораблями, напротив, должен был начинать практически с нуля.

Получив от сената весной 43 г. должность префекта флота и морского побережья Секст собрал имеющиеся в прибрежных испанских городах (в первую очередь, в Новом Карфагене) суда. Врядли он мог рассчитывать на значительное количество больших военных кораблей. Двумя годами ранее его брат смог мобилизовать в крупном порте Картейе только 20 судов, причем не «линейные корабли» того времени – квинкверемы и квадриремы, а так называемые «длинные суда» (navis longa) – быстрые и маневренные, но маломощные корабли. Неудивительно, что первое же столконовение с цезарианской эскадрой Дидия привело к разгрому флота Гнея Помпея-младшего и к его гибели через несколько дней. Как представляется, мобилизационный ресурс Секста Помпея не намного превышал возможности его брата. Кроме того, основной задачей, стоявшей в то время перед Секстом, была транспортировка войск (Секст имел, не считая конницы и ауксилий, семь легионов). Количество военных кораблей в его флоте того времени максимум могло обеспечить конвой транспортов, но никак не активные военные действия.

Несколько месяцев после оставления Испании Секст провел в Массилии и мог воспользоваться ресурсами массилийских верфей. Однако, «линейных кораблей» дать не могли и они. В 49 г. Цезарь осадил поддержавший Помпея и сенат город и в ходе осады состоялось морское сражение между флотами цезарианцев под командованием Децима Брута и осажденных массилийцев. М. Анней Лукан дал нам описание этой битвы, из которого мы можем составить представление и составе обоих флотов.Флот Децима Брута состоял из трех- и четырехрядных кораблей (то есть из трирем и квадрирем) с шестирядным флагманом. По сравнению с ними двухрядные корабли массилийцев казались легкими и маленькими. Лукан называет их либурнами, что, однако, не совсем верно. Собственно либурны – это корабли, использовавшиеся в то время на восточном побережье Адриатики. Лукан использовал название, применявшееся к похожему типу судов в его время, отстоявшее от описываемых событий на столетие. Как представляется, спешное строительство кораблей в Массилии осуществлялось по имеющимся в этом городе образцам и чертежам, но никак по типу кораблей варваров из другого моря.
Отметим, однако, что и в Массилии Секст не мог укомплектовать свой флот линейными кораблями в связи с отсутствием верфей и ресурсов для этого.

Перед захватом Сицилии Секст Помпей не обладал большой военно-морской мощью. По свидетельству Страбона, для осуществления морских операций против наместника острова А. Помпея Вифиника навархи Помпея обратились за помощью к пиратам, собирая их под свое командование в «Курином лесу» – местности на побережье неподалеку от Кум.
Таким образом, впервые Секст Помпей собрал под своим командованием крупные военно-морские силы только перед захватом Сицилии, и эти силы состояли из пиратских кораблей.

0

2

Несомненно, после захвата Сицилии качественный состав флота изменился. Пиратские флотилии были слишком ненадежными союзниками для того, чтобы полностью полагаться на них. Однако, военно-морские восозможности острова в этот период тоже не были значительными. Состав провинциального флота Сицилии тремя десятилетиями ранее описал Цицерон: «И вот выходит Клеомен на центурипинской квадриреме из гавани. За ним следуют корабль Сегесты, корабли Тиндариды, Гербиты, Гераклия, Аполлонии, Галунтия — с виду превосходный флот, но слабый и беспомощный из-за отсутствия гребцов и бойцов, уволенных в отпуск». Отметим, что в этом перечне отсутствуют корабли Мессены (Гай Веррес, к чьему наместничеству на Сицилии относится данный текст, дал мессанцам освобождение от морской повинности за взятку) и западного побережья. Однако и этот неполный перечень дает нам представление о том, что Сицилия была первой провинцией на пути Помпея, которая обладала техническими возможностями для строительства «линейных кораблей».
Но насколько они были нужны Сексту? План его действий предусматривал экономическую блокаду Италии, которая требовала легких и быстроходных судов, способных догонять и захватывать хлебные караваны. Для этих целей лучше всех подходили пиратские корабли, по образцу которых и началось строительство флота на сицилийских верфях. Отметим, что высшие должности во флоте Секста Помпея занимали вольноотпущенники его отца – бывшие киликийские пираты. Это Менодор и Менекрат, Папий, Демохар и Аполлофан. Именно они смогли собрать старых товарищей в «Курином лесу» и обе6спечили этим захват Сицилии. Они же возглавили и операции на торговых путях, ведущих к Италии и строительство кораблей, приспособленных для этих операций.
Первое серьезное боестолкновение с флотом триумвиров состоялось в сентябре 42 г. Направляя на Восток основные силы, триумвиры выделили часть войск для освобождения Сицилии от сторонников Секста Помпея. Руководство операцией было поручено ближайшему соратнику Октавиана Квинту Сальвидиену Руфу. Недооценивая военно-морскую мощь противника, Сальвидиен разработал план переправы войск на больших транспортных кораблях, маломаневренных и мало приспособленных к ведению боя. Он рассчитывал быстрым броском пересечь Мессанский пролив и, высадившись на острове, разгромить противника в сухопотном сражении. Однако при входе в пролив у Скиллея его флот был встречен кораблями Помпея. Более легкие суда Секста с бывшими пиратами во главе и опытными экипажами, знающими особенности течений в проливе, лучше маневрировали и смогли нанести противнику значительный урон. К вечеру Сальвидиен дал приказ об отступлении, и остатки его флота скрылись в Баларской гавани. Корабли Секста не стали его преследовать и, в свою очередь, вернулись в Мессану, где находилась их главная база.
Неудача в сражении при Скиллее не охладила желания Октавиана изгнать Секста с Сицилии. Убедившись в невозможности открытой переправы через пролив, контролируемый кораблями Помпея, он предпринял несколько “тайных”, по словам Диона Кассия, попыток высадить пехоту на острове, но они также потерпели неудачу. В это время Антоний, воевавший против Брута и Кассия в Македонии, вызвал к себе Октавиана и тот, оставив попытки захвата Сицилии, переправился с войском на Балканский полуостров.
Первая крупная победа над войсками триумвирата вызвало ликование на Сицилии. Секст Помпей во второй раз после Испании был объявлен императором и включил упоминание об этом в свое имя (IMP(erator) ITER(um)). В честь победы была отчеканена монета, изображавшая мифическое чудовище Сциллу, якобы обитавшую в скалах Скиллея. Реверс монеты изображает флагманский корабль Секста, проплывающий мимо Мессанского маяка, подчеркивая благодарность сицилийцам и особенно жителям Мессаны, составивших основу его экипажей. То, что речь идет о флагмане, подчеркивают легионная аквила на носу корабля и скипетр на корме.
Сам корабль описывает Аппиан, рассказывая о события, предшествующих заключению Путеольского мирного соглашения в 39 г.: «Ввиду того, что все остальные побуждали Помпея к примирению и стали наговаривать на Менодора, будто он стремится к власти и противится миру не в интересах своего повелителя, но чтобы самому стать во главе войска и страны, Помпей сдался на эти доводы и отплыл со многими лучшими кораблями в Энарию на роскошной шестирядной галере. С такой пышностью он прибыл к вечеру в Дикеархию на глазах у врагов» (App. B.C. V, 71).
«Шестирядность» не подразумевает шесть рядов весел с одного борта. Речь идет об обычном расположении весел в три ряда, но с удвоенным количеством гребцов. В отличие от обычной триремы, где у весла находился один человек, на данном типе кораблей каждым веслом управляли двое, увеличивая, таким образом, скорость и дальность хода.
Отметим, что шесть рядов гребцов – это не максимум для античных флотов. Десятью годами позже, Марк Антоний вывел к Акцию восьми- и даже десятирядные корабли, этакие левиафаны античности. Античные источники говорят даже о существовании пятидесятирядных кораблей.
Отметим, что в походе при волнении нижний ряд весел зачастую закрывался кожаными пластырями для избежания зачерпывания воды через весельные порты. Это объясняет тот факт, что на некотоых штемпелях флагман Секста изображен всего с двумя рядами весел.
http://sh.uploads.ru/t/NrPyI.jpg

0

3

Весной 41 г. флот Секста получил качественное усиление. После гибели лидеров республиканской партии при Филиппах их сторонники, желавшие продолжать борьбу, собрались в Ионическом море вокруг командующих республиканских флотом Гн. Домиция Агенобарба и Л. Стая Мурка. Зимой 42 – 41 гг., во время вынужденного затишья в войне на море отношения между Агенобарбом и Мурком испортились и они решили разделиться. Агенобарб остался на западном побережье Греции, нащупывая пути для примирения с триумвирами, а Мурк отправился на Сицилию, чтобы присоединиться к Сексту Помпею. Под командованием Мурка в это время находились два легиона, пятьсот стрелков и 80 военных кораблей, которые были крупнее, чем триремы. О том, что флот Мурка состоял в подавляющем большинстве из квадрирем и квинкверем можно предположить, опираясь на описание Аппианом битвы в Ионийском море осенью 42 г., где Мурк и Агенобарб, тогда еще действовавшие совместно, разгромили флот триумвиров под командованием Домиция Кальвина. Описывая победу республиканцев, Аппиан писал: «На каждое судно враги без страха нападали и разрушали его; не могли помочь судам и сопровождавшие их триремы, из-за своей малой величины вращавшиеся на месте» (App. B.C. IV, 115). Очевидно, что флот республиканцев, раз он не столкнулся с теми проблемами, которые возникли у Домиция Кальвина, состоял из судов «большей величины», чем триремы.

Впрочем, характер боевых действий, которые вели на море навархи Секста, требовал иного типа судов, нежели «линейные корабли» Мурка. И верфи Сицилии усердно работали над наращиванием военно-морской мощи своего правителя.

http://sh.uploads.ru/t/qd2bu.jpg
Денарий Л. Стая Мурка, отчеканенный зимой 42-41 гг.

0

4

Характер морских операций навархов Секста Помпея требовал определенный тип судов. Основной задачей, которую ставил Секст перед своими кораблями, была морская блокада Италии и полное прекращение поставок продовольствия на полуостров. Напомню, что уже много лет Италия не могла полностью обеспечить себя зерном и зависела от поставок сицилийского, африканского и восточносредиземноморского хлеба. Блокада даже западного побережья Италии значительно препятствовала ее снабжению, так как перевозка товаров по суше сильно замедляла доставку продовольствия в Рим, Этрурию и Кампанию, а также делала его сверхдорогим. Полутора веками ранее Катон Цензор писал, что перевозка оливкового пресса из Суэссы в Венафр (30 км) обходилась в одну восьмую, а из Помпей в Венафр (100 км) – в три четверти его стоимости. Грабеж на дорогах, который процветал в эти годы в Италии вообще делал какую-нибудь дальнюю перевозку товара в крайне затруднительную, если не невозможную операцию.
В этих условиях, купцы, доставлявшие продовольствие для Рима и других городов западного побережья, вынуждены были плыть в гавани Остии и Путеол, на подступах к которым их встречали корабли Секста.
Пиратский характер морских операций Секста требовал определенного типа судов. Они должны были быть быстрыми и легкими, чтобы настигать неповоротливые зерновые транспорты и преследовать их на мелководье, где традиционно пытались найти спасение от пиратов торговые корабли. Они должны были хорошо ходить под парусом, чтобы в ветреную погоду успешно соревноваться в скорости с грузовыми парусниками. От них не требовалось большой мощи и тяжелого вооружения – в условиях полного господства в море флота Секста Помпея они могли не бояться встречи с военными кораблями противника.
И этот тип давно существовал в Средиземноморье и был хорошо знаком навархам Секста, бывшим киликийским пиратам. Речь идет о миопароне.
Этот тип судна был изобретен в восточной части Средиземного моря и быстро встал на вооружение к пиратам всех мастей. Миопароны стали настолько популярны среди них, что само название судна стало ассоциироваться с пиратской деятельностью. Во II в. нашей эры Апулей писал: «кто станет разыскивать миопарон, окажется пиратом» (Apul. Apol. 32). Об использовании пиратами миопаронов пишет Цицерон и Аппиан, Флор и Дион Кассий. Впрочем, быстрота, легкость и ходовые качества миопарона снискала ему популярность и среди добропорядочных жителей Средиземноморья. Автор «Александрийской войны» писал об использовании миопаронов в римском флоте: «Сам Октавий спасся на лодку (in scapham), но так как на нее устремилось в бегстве много народа, то она затонула; он был при этом ранен, но все-таки доплыл до своего капера (ad suum myoparonem)» (Caes. B.Alex., 46). Цицерон писал, что миопароны строил зажиточный купеческий Милет (Cic. Verr. II, 1, 86-87).

0

5

Нарративные источники, данные археологии и изображения дают нам представление о том, как выглядел миопарон и почему он пользовался такой популярностью в Средиземноморье.
Цицерон в одной из речей против Верреса сообщил, что тот, будучи квестором в Азии продал миопарон, построенный милетцами, Л. Магию и Л. Фаннию, римлянам, бежавшим от проскрипций Суллы и вставшим на службу к Митридату, отмечая, что на этом миопароне они могли плавать от Диания на побережье Испании до Синопы на Черном море. Таким образом, миопарон обладал выдающимися показателями в таких важных для корабля характеристиках, как дальность и автономность плавания.
Скорость миопарона отмечают почти все источники. В подтверждение сошлемся лишь на один из них: «Сначала, при вожаке Исидоре, они довольствовались ближайшим морем, расположенным между Критом, Киреной, Ахайей и заливом Малеа, которое из-за награбленной добычи сами называли Золотым. Посланному сюда Публию Сервилию удалось рассеять их легкие и быстрые миопароны с помощью тяжелого флота Марса, но победа над ними не была бескровной» (Flor. I, 41, 3-4). То же пишет и Плутарх: «Грузовое судно, на котором плыл сам Митридат, из-за своей величины не могло подойти к берегу, и кормчие остановили его в разбушевавшемся море, среди ярости волн, но и на воде оно уже не могло держаться, так как в трюм набралась вода, и царю пришлось перейти на легкий миопарон, доверив свою жизнь морским разбойникам» (Plut. Luc. 13).
Сообщение Плутарха говорит нам и о низкой осадке миопаронов. Эти сведения подтверждаются результатами раскопок пиратской гавани Фаласарны на Крите. По сведениям Э. Хаджидаки, глубина гавани составляла всего 1,0 – 1,2 м. С такой осадкой миопароны Секста обладали фантастической проходимостью на мелководьях, которыми изобиловало западное побережье Италии.
Описание действий Менодора, одного из навархов Секста, дал Аппиан: «Он раздал плававшим с ним все золото, какое имел с собою, проплыл на веслах за три дня 1500 стадий, набросился, как молния, на охрану, сторожившую строящиеся суда Цезаря, и так же быстро скрылся, захватив 2 или 3 сторожевых судна. Он топил, захватывал, сжигал также транспортные суда, груженные хлебом и стоявшие на якоре или плывшие мимо. Всем этим Менодор, в отсутствие Цезаря и Агриппы, отправившегося за лесом, вызвал общее смятение. Гордый своими успехами, Менодор нарочно, пренебрегая присутствием врагов, направил тихим ходом корабль на илистое место у берега, делая вид, что ил его удерживает; враги сбежали с гор и устремились на Менодора, как на готовую добычу; он, оттолкнувшись, со смехом удалился. Войско Цезаря было разочаровано и изумлено» (App. B.C. V, 101). Хотя Аппиан не называет тип корабля, на котором плыл Менодор, обходясь общим naos, его описание позволяет сделать вывод, что речь идет о миопароне. Мы видим в описании все характеристики, присущие этому типу – дальность и автономность хода (1500 стадиев за три дня, что составляет более 270 км), скорость, низкую осадку.
Отметим еще одну важную характеристику миопарона, встречающуюся в источниках. В условиях, когда морские бури могли в течении нескольких часов пустить ко дну целые эскадры (см., например, описание бури и ее последствий для флота Октавиана в 36 г. у Аппиана – B.C., V, 98-99), миопарон обладал выдающейся устойчивостью к стихии. Выше мною уже приводилась цитата из Плутарха, говорящая о том, что Митридат во время морского волнения перешел с тяжелого транспорта в легкий миопарон. Ту же ситуацию описывает продолжатель Цезаря в «Александрийской войне»: «Сам Октавий спасся на лодку (in scapham), но так как на нее устремилось в бегстве много народа, то она затонула; он был при этом ранен, но все-таки доплыл до своего капера (ad suum myoparonem), который и принял его; а затем, когда ночь положила конец сражению, Октавий бежал на парусах при большой буре» (Caes. B.Alex. 46). Отметим, что в «большую бурю» миопарон Октавия не прятался у берега от волнения, но ушел от преследователей на парусах!

0

6

В отличие от большинства других античных кораблей, миопарону повезло. До нас дошло его изображение, которое хотя и несколько схематично, но позволяет нам представить его внешний вид. Речь идет о мозаике из Альтибура в Северной Африке, которая изображение корабля сопровождает подписью (CIL VIII, 27790):

http://sh.uploads.ru/t/qMACH.jpg

На мозаике мы видим корабль с тараном, двумя рядами весел и парусом. Все те же признаки мы встречаем у корабля на монетах одного из навархов Секста Помпея – Кв. Насидия. По нашему мнению, это (особенно парус, который крайне редко сопутствует изображениям кораблей на античных монетах) позволяет определить чеканенный Насидием тип корабля как миопарон.

http://sh.uploads.ru/t/VWznN.jpg

0

7

Хотел бы объяснить, почему я считаю, что основной силой флота Секста Помпея были миопароны, а не керкуры. о которых писал в начале темы Никто.
Керкуры - суда того же типа, что и миопароны, но ко второй половине I в. они уже были устаревшими. Впервые этот тип судов был изобретен киприотами (Plin. N.H., VII, 208). Их история начинается еще во времена греко-персидских войн. Керкуры, наряду с другими судами, состояли на вооружении армии вторжения Ксеркса перед Саламином (Her. VII, 97). Пик упоминаний в источниках керкуров относится к временам II пунической войны (например, App. Pun., 75). В 215 г. римские керкуры Валерия Левина вели успешное преследование корабля с послами Ганнибала к македонскому царю (Liv. XXIII, 34). В 197 г. керкуры входят в состав флота Антиоха Великого (Liv. XXXIII, 19).
Однако, уже в это время керкур становится торговым судном. Т.Макций Плавт говорит о нем в своей комедии "Купец" (Plaut. Merc.87):
Отцу, кому бы следовало нравиться,
80. Как ни любил безумно, укрепил свой дух.
"Коль желаешь, торговать отправлюсь я,
Любовь тебе в угоду брошу" - так сказал.
За ум благодарит меня и хвалит он,
Не пренебрег моим он обещанием.
Большой корабль (cercuros) построил, нагрузил его
Товарами; собственноручно сверх того
Талант мне денег отсчитал наличными,
Послал со мной раба, который с детских лет
90. Моим был дядькой, как бы сторожить меня.
Окончивши все это, мы отчалили.

На смену керкурам приходят миопароны. Источники, посвященные I в. пестрят их упоминаниями. Аппиан прямо говорит, что миопароны стали основным типом судов киликийских пиратов (Mithr. 92). Миопароны упоминают Саллюстий, Цицерон и Цезарь, Апулей и Сенека, Плутарх и Дион Кассий.
На мой взгляд, обилие упоминаний миопаронов для событий I в. ясно указывает на то, что они были в это время основным инструментом корсарской войны и Сексту Помпею, перед которым стояли задачи перехвата транспортов, следующих в Италию, не было необходимости обращаться к устаревшим к его времени керкурам в ущерб современным миопаронам.

Что касается керкура, то мы, возможно, видим его изображение на провинциальной бронзе Северов (данная монета отчеканена на Коркире от имени Каракаллы и изображение реверса, как мне представляется, обыгрывает созвучие названий острова и корабля):

http://sh.uploads.ru/t/a7wpN.jpg

Обратим внимание на сходство керкура и миопарона, которое объясняется тем, что оба типа судов были предназначены для одних и тех же функций. Миопарон стал фактически более современной, модернизированной версией керкура.

0


Вы здесь » История древнего Рима » Республика » Флот Секста Помпея