Для начала определимся, какие качества предъявлялись военным кораблям в эпоху II триумвирата. По моему мнению это быстрота, маневренность, возможность принять на борт максимальное количество морских пехотинцев и технических приспособлений, малая осадка и высота борта. Очевидно, что одновременно все эти качества не могли сочетаться на одном корабле. Для достижения быстроты и маневренности требовались узкие и длинные (для помещения максимального количества гребцов) суда. Для размещения пехоты и орудий, напротив, широкие. Высокий борт не мог сочетаться с малой осадкой.
Таким образом, флотоводцу приходилось выбирать между быстротой и мощью, маневренностью и вместимостью. При этом выбор зависел не только от его желания, но, в первую очередь, от материальной базы подконтрольных ему территорий, а также от тех задач, которые ставились перед флотом.
Секст Помпей в своей деятельности мог опираться на судостроительные возможности трех регионов. В начале своей самостоятельной деятельности на испанские верфи, затем, небольшой период времени, на Массилию, в течении семи лет – на Сицилию.
Отметим, что римские власти не приветствовали большого военно-морского строительства в провинциях. Именно с этим связан расцвет пиратства в первой половине Iв. Упадок эллинистических держав и негласный запрет на содержание крупного флота на подконтрольных Риму территориях привели к тому, что пираты чувствовали себя на просторах Средиземноморья подлинными хозяевами. Лишь деятельность Помпея Магна и чрезвычайное сосредоточение сил и средств под его командованием позволило в 60-х гг. на время решить проблему. Однако, в положении провинций в плане содержания военно-морских сил мало что изменилось.
Таким образом, Секст Помпей при создании флота не мог в большом количестве воспользоваться имеющимися кораблями, напротив, должен был начинать практически с нуля.
Получив от сената весной 43 г. должность префекта флота и морского побережья Секст собрал имеющиеся в прибрежных испанских городах (в первую очередь, в Новом Карфагене) суда. Врядли он мог рассчитывать на значительное количество больших военных кораблей. Двумя годами ранее его брат смог мобилизовать в крупном порте Картейе только 20 судов, причем не «линейные корабли» того времени – квинкверемы и квадриремы, а так называемые «длинные суда» (navis longa) – быстрые и маневренные, но маломощные корабли. Неудивительно, что первое же столконовение с цезарианской эскадрой Дидия привело к разгрому флота Гнея Помпея-младшего и к его гибели через несколько дней. Как представляется, мобилизационный ресурс Секста Помпея не намного превышал возможности его брата. Кроме того, основной задачей, стоявшей в то время перед Секстом, была транспортировка войск (Секст имел, не считая конницы и ауксилий, семь легионов). Количество военных кораблей в его флоте того времени максимум могло обеспечить конвой транспортов, но никак не активные военные действия.
Несколько месяцев после оставления Испании Секст провел в Массилии и мог воспользоваться ресурсами массилийских верфей. Однако, «линейных кораблей» дать не могли и они. В 49 г. Цезарь осадил поддержавший Помпея и сенат город и в ходе осады состоялось морское сражение между флотами цезарианцев под командованием Децима Брута и осажденных массилийцев. М. Анней Лукан дал нам описание этой битвы, из которого мы можем составить представление и составе обоих флотов.Флот Децима Брута состоял из трех- и четырехрядных кораблей (то есть из трирем и квадрирем) с шестирядным флагманом. По сравнению с ними двухрядные корабли массилийцев казались легкими и маленькими. Лукан называет их либурнами, что, однако, не совсем верно. Собственно либурны – это корабли, использовавшиеся в то время на восточном побережье Адриатики. Лукан использовал название, применявшееся к похожему типу судов в его время, отстоявшее от описываемых событий на столетие. Как представляется, спешное строительство кораблей в Массилии осуществлялось по имеющимся в этом городе образцам и чертежам, но никак по типу кораблей варваров из другого моря.
Отметим, однако, что и в Массилии Секст не мог укомплектовать свой флот линейными кораблями в связи с отсутствием верфей и ресурсов для этого.
Перед захватом Сицилии Секст Помпей не обладал большой военно-морской мощью. По свидетельству Страбона, для осуществления морских операций против наместника острова А. Помпея Вифиника навархи Помпея обратились за помощью к пиратам, собирая их под свое командование в «Курином лесу» – местности на побережье неподалеку от Кум.
Таким образом, впервые Секст Помпей собрал под своим командованием крупные военно-морские силы только перед захватом Сицилии, и эти силы состояли из пиратских кораблей.