Серебряные монеты Железного легиона

VI легион Цезаря был создан им в Цизальпийской Галлии в одно время с V Alauda — в начале 53 г. Видимо, состав VI легиона, так же, как и состав V-го, был разношерстным. Цезарь активно привлекал к службе население долины По независимо от наличия или отсутствия римского гражданства. Цезарь пишет, что в это время было набрано три легиона легатами М. Юнием Силаном, Г. Антистием Регином и Т. Секстием. Один из них, вероятно, и стал первым командиром легиона.

Боевое крещение VI легион получил во время подавления Великого Галльского восстания. Осенью 52 г. он вместе с XIV легионом располагался в земле эдуев в Кабиллонуме (Шалон-на-Соне) или Матисконе (Макон). Легионами командовали Кв. Цицерон и П. Сульпиций Руф, однако из записок Цезаря невозможно понять — кто из них командовал VI легионом.

В 51 г. легион участвовал в кампании Цезаря против карнутов и был послан гарнизоном в Кенаб (Орлеан).

Во время гражданской войны VI легион особенно отличился в битве при Диррахии. Светоний пишет: «…одна когорта шестого легиона, обороняя укрепление, в течение нескольких часов выдерживала натиск четырех легионов Помпея и почти вся полегла под градом вражеских стрел, которых внутри вала было найдено сто тридцать тысяч» (Suet. D. Iul., 68). О том же подвиге, не называя номера легиона, но назвав номер когорты — 8-я, пишет и Цезарь. Командиром этой когорты был центурион Кассий Сцева, в щите которого после сражения насчитали 120 пробоин от вражеских стрел и мечей.

Цезарь рассказывает и о наградах, полученных героической когортой и ее командиром. Сцева был повышен до примипила, то есть стал первым центурионом VI легиона, а легионеры когорты получили в награду «двойное жалованье, хлеб, одежду, продовольственные пайки и военные отличия» (Caes. B. C. III, 53).

Об участии легиона в Фарсальском сражении ничего не известно. Видимо, он находился в центре боевой линии Цезаря и заметной роли в победе не сыграл — здесь отличились X легион и резервные когорты третьей линии.

В следующем году VI легион сопутствует Цезарю в Египте, где он называется уже «легионом, состоящим из ветеранов» (Caes. B. Alex., 33). После установления своей власти в Александрии Цезарь направился через Сирию в Малую Азии. VI легион следует за ним, причем неизвестный автор «Александрийской войны» пишет, что лишь этот легион имел высокие боевые качества, тогда как остальные войска, собранные Цезарем в Азии, были «весьма посредственными». При этом автор указывает на численность легиона: «Но и этот легион после долгих трудов и опасностей потерял много солдат в трудных походах и плаваниях, а также в частых сражениях и так уменьшился в своем составе, что в нем оставалось менее тысячи человек» (Caes. B. Alex., 69). В сражении при Зеле против Фарнака VI-й сыграл решающую роль в достижении победы. «Когда завязался большой и ожесточенный рукопашный бой, то на правом фланге, на котором стоял 6-й легион из ветеранов, зародилось начало победы. Именно здесь стали сбивать врагов вниз по крутому склону, а затем гораздо позднее, но при помощи тех же богов, все войска царя на левом фланге и в центре были совершенно разбиты» (Caes. B. Alex., 76). Именно после этой победы Цезарь написал сенату свой знаменитый отчет о сражении: «Veni! Vidi! Vici!»

После Зелы VI легион возвратился в Италию «для получения наград и отличий» (Caes. B. Alex., 77). Одним из отличий было почетное увольнение. Ветераны легиона под командованием Тиб. Клавдия Нерона, отца будущего императора Тиберия, были отправлены в Арелат в Трансальпийской Галлии (Провинции) для созданию колонии, получившей название Iulia Paterna Arelatensium Sextanorum.

Однако существование легиона не прекратилось. На место выбывших ветеранов были набраны новобранцы, и в 45 г. VI легион сражался против сыновей Помпея в Испании и отличился при осаде Атегуя: «К концу ночи осажденные сделали вылазку к тому месту, где был расположен шестой легион, растянутый на большое пространство для производства работ, и завязали упорный бой. Впрочем, они отбиты, несмотря на то, что выгоды местности были все на их стороне. Когда осажденные сделали вылазку, то наши воины встретили их храбро, и хотя производили нападение с возвышенного места, однако были с большим уроном оттеснены и возвратились в город» (Caes. B. Hisp. 12). После битвы при Мунде и гибели Гн. Помпея-младшего легион вернулся в Италию.

После создания II триумвирата VI легион поддержал триумвиров и участвовал в битве при Филиппах, где была уничтожена последняя армия римской республики. По условиям состоявшегося после Филипп раздела войск и провинций VI легион достался Антонию и отправился в Сирию, которая станет его домом на следующие три столетия. Однако ветераны легиона после отставки возвращались в Италию, где для их расселения в числе 18 других городов был выделен Беневент. Среди многочисленных надписей этого периода, найденных в Беневенте, есть одна, в которой указывается полное имя легиона: L(ucio) Labicio L(uci) f(ilio) Ste(llatina) Celero / leg(ione) VI Ferrata (CIL IX, 1613). Это заставляет нас предположить раннее появление почетного наименования — если не при Цезаре, то в эпоху II триумвирата.

Впрочем, на легионных денариях, чеканившихся Антонием в 32—31 гг., название Ferrata не указано, в отличие от XII, XVII и XVIII легионов (соответственно, Antiquae, Classicae, Libicae).

http://s2.uploads.ru/t/1iPOm.jpg
Crawford, RRC, 544/19

После битвы при Акции и самоубийства Антония легион вернулся в Сирию к месту своей постоянной дислокации. В ходе реорганизации армии, которую провел Октавиан после завершения гражданских войн, легион был сохранен (в отличие от многих легионов Антония, влившихся в однономерные легионы его победителя), несмотря на наличие в его армии другого VI-го легиона — «Победоносного» (Victrix). Как представляется, Октавиан сохранил легион в память о его подвигах при Цезаре в сражениях галльских и гражданских войн.

В 20 г. легион входил в состав армии, которая под командованием Тиб. Клавдия Нерона, будущего императора, выдвинулась к парфянской границе для оказания силового давления на ход переговоров, которые римляне вели с Парфией. В ходе этих переговоров парфяне вернули Риму легионные орлы и значки, потерянные Крассом при Каррах и Антонием в походе 35 г.

В 4 г. до н. э. под командованием наместника Сирии П. Квинтилия Вара, будущего «героя» Тевтобургского леса, VI легион, вместе с другими, базировавшимися в Сирии, участвовал в подавлении волнений, начавшихся в Иудее после смерти царя Ирода.

Верность легиона императорской власти была постоянной и непоколебимой. В 17 г. н. э., когда после смерти Германика Гн. Кальпурний Пизон попытался взбунтовать сирийское войско, VI Ferrata, возглавляемый легатом Пакувием, отказался выступить на его стороне и поддержал наместника Тиберия Гн. Сентия Сатурнина. Под верховным командованием Сентия VI легион участвовал в осаде киликийской крепости Келендерий, где затворился Пизон с поддержавшими его войсками.

В 47 г. по приказу императора Клавдия VI легион, наряду с другими сирийскими войсками, выделил ветеранов для основания колонии в Птолемаиде. С этим событием связана бронзовая провинциальная монета, отчеканенная при Нероне (Sear RPC 626), изображающая на реверсе сцену основания (Клавдий с быками, проводящий городской pomerium и 4 штандарта с номерами легионов — III Gallica, VI Ferrata, X Fretensis и XII Fulminata).

http://s2.uploads.ru/t/RACQF.jpg
RPC I 4749

Впрочем, при Нероне отставники VI легиона расселялись и в Италии. Последний из Юлиев-Клавдиев пытался таким образом населить опустевшие города Тарент и Анций. Однако, как пишет Тацит, попытка не удалась. «К Таренту и Анцию были приписаны ветераны, не способствовавшие, однако, заселению этих пустынных местностей, так как в большинстве они разбрелись по провинциям, в которых закончили срок своей службы; не привыкшие к брачным союзам и воспитанию рожденных от них детей, они оставляли свои дома безлюдными, без наследников. К тому же теперь выводились на поселение не легионы в полном составе, со своими центурионами и трибунами, — как в былые времена, когда каждый воин вместе со своими товарищами составляли общину, живущую в добром согласии, — но воины, друг друга не знавшие, из различных манипулов, без руководителя, без взаимной привязанности, наскоро собранные все вместе как бы из разноплеменных людей, — скорее какое-то сборище, чем колония» (Tac. Ann. XIV, 27). Впрочем, «разбрелись по провинциям» не все. Военный трибун VI Ferrata Л. Юний Колумелла оказал поселенцам такие значимые услуги, что те почтили его памятником в Таренте. Посвятительная надпись с этого памятника сохранилась до наших дней: L(ucio) Iunio L(uci) f(ilio) Gal(eria) / Moderato / Columellae / trib(uno) mil(itum) leg(ionis) VI Ferratae (CIL IX, 235).

В правление Нерона VI легион принял участие в армянском походе Корбулона. В битве с Тиридатом у реки Аракс VI легион прикрывал левый фланг римской боевой линии и держался до тех пор, пока противник не бежал. В 58 и 59 гг. легион участвовал в осаде и штурмах Артаксаты и Тигранокерты, он поддерживал проримски настроенного царя Тиграна, посаженного Корбулоном на армянский престол. В 62 г., когда Домиций Корбулон был вынужден уступить командование в Армении Цезеннию Пету, легион вместе со своим командующим вернулся в Сирию. После поражения Пета VI легион вместе III Gallica под командованием Корбулона вновь был переброшен из Сирии в Армению, где восстановил славу римского оружия.

После отозвания и гибели Корбулона VI легион был выведен из Армении и вернулся к месту постоянного базирования в Сирию, где принял участие в начавшейся Иудейской войне.

Во время похода сирийского наместника Цестия Галла на Иерусалим его сопровождала одна из вексилляций VI Железного; ее praefectus castrorum Турраний Приск во время позорного отступления войска пал в схватке с преследующими его иудеями.

Поражение Цестия привело к смене римского командования на Востоке. В Иудею был послан Т. Флавий Веспасиан, которому были подчинены сирийские легионы, а также специально вызванные на Ближний Восток легионы из Египта и Македонии. Часть войск Веспасиан передал под командование сыну Титу, но VI Ferrata, как наиболее надежный и храбрый, был оставлен под непосредственным руководством главнокомандующего. Вместе с ним VI легион участвует в осаде Иотапаты, где был пленен Иосиф Бен-Маттафия, ставший с именем Флавия в будущем знаменитым историком.

После провозглашения Веспасиана императором, VI легион под командованием Лициния Муциана был двинут на Балканы и затем в Италию. По дороге легион отбил опасное вторжение даков, вызванное тем, что балканские легионы оголили границу, двинувшись на Рим под командованием флавианского полководца Антония Прима. Мы не знаем, сопровождал ли легион Муциана при вступлении в Рим или долгое время защищал дунайскую границу — до прибытия побежденных при Кремоне подразделений. Во всяком случае, он вскоре был отправлен обратно в Сирию.

В 73 г. VI легион, возглавляемый сирийским наместником Цезеннием Петом, выдвинулся в Коммагену, захватил ее столицу Самосату и сверг царя Антиоха. Однако сыновья царя Эпифан и Каллиник взялись за оружие. В последовавшей битве VI легион разгромил отряды коммагенцев и их предводители бежали в Парфию. Коммагена стала римской провинцией.

При Флавиях и Траяне VI легион продолжал базироваться в Сирии, хотя его вексилляция приняла участие в дакийских войнах Траяна. В столице даков Сармизегетузе была найдена надпись, оставленная легионерами этой вексилляции: Vex(illationis) / leg(ionis) VI / Ferr(atae) (AE 1983, 825).

В это время легион становится настоящей «кузницей кадров» для имперского правительства. Легаты легиона один за другим добиваются консульств в Риме, назначаются наместниками важнейших провинций. Среди них Кв. Глитий Атилий Агрикола, командовавший легионом при Домициане и Нерве и становившийся дважды консулом при Траяне (в 97 и 103 гг.), Г. Юлий Прокул и Т. Сеттидий Фирм, возглавлявшие легион при Траяне и становившиеся консулами в 109, 112 гг. соответственно. Г. Бруттий Презент Фульвий Рустик, также командовавший VI Ferrata при Траяне, становился консулом дважды. Второй раз — уже при Антонине Пие в 139 г.

В восточных походах Траяна VI легион также принимал активное участие. По надписям известны трибуны и центурионы, награжденные императором во время этих походов. Рассмотрим для примера надпись в честь Т. Понтия Сабина:

T(ito) Pontio T(iti) f(ilio) Pal(atina) / Sabino / p(rimo) p(ilo) II proc(uratori) provinc(iae) / Narb(onensis) IIIIvir(o) i(ure) d(icundo) quinq(uennali) / flamin(i) et patron(o) / municipi(i) / Valeria L(uci) f(ilia) Procula / uxor / l(ocus) d(atus) d(ecreto) d(ecurionum) // T(itus) Pontius T(iti) f(ilius) Pal(atina) Sabinus / praef(ectus) coh(ortis) I Pann(oniorum) et Dalmat(arum) / eq(uitatae) c(ivium) R(omanorum) trib(unus) mil(itum) leg(ionis) VI Ferrat(ae) / donis donatus expeditione Par/thica a divo Traiano hasta pura / vexillo corona murali |(centurio) leg(ionis) XXII / Primig(eniae) |(centurio) leg(ionis) XIII Gemin(ae) primus pi/lus leg(ionis) III Aug(ustae) praepositus vexilla/tionibus milliari(i) s tribus expedi/tione Brittannica leg(ionis) VII Gemin(ae) / VIII Aug(ustae) XXII Primig(eniae) trib(unus) coh(ortis) III / vig(ilum) coh(ortis) XIIII urb(anae) coh(ortis) II praet(oriae) / p(rimus) p(ilus) II proc(urator) provinc(iae) Narbonens(is) / IIIIvir i(ure) d(icundo) quinq(uennalis) flamen patron(us) / municipi(i) (CIL, X, 5829)

Из надписи видно, что во время Парфянского похода Траян награждал храброго трибуна VI Железного легиона минимум трижды. Т. Понтий Сабин был награжден серебряным копьем без наконечника (hasta pura), личным знаменем (vexillum) и одной из самых ценных наград римской армии — стенным венком (corona muralis) за то, что первым взобрался на стены штурмуемого парфянского города, возможно, самого Ктесифона.

В конце правления Адриана, когда в Иудее началось восстание под руководством Бар-Кохбы, в Риме стало ясно, что оккупация мятежной провинции одним легионом не позволяет гарантировать ее безопасность и спокойствие, и было принято решение усилить стоявший в Иерусалиме X Fretensis легион VI-м Железным. В правление Антонина Пия легион постоянно базируется в Иудее, что подтверждается как эпиграфическими данными, так и сведениями Диона Кассия.

В это время легион базируется в Капракотне Галилейской, которая впоследствии в честь находящегося в ней легионного лагеря будет переименована в Легион (нынешний Леджун — Lejjun).

В правление императора Марка VI легион отличился в Парфянской войне. В это время им командовал Кв. Антистий Адвент Постумий Аквиллин, будущий консул 167 г. Посвященная Адвенту надпись говорит о том, что под его командованием в этой войне солдаты легиона были удостоены множества наград, среди которых различные венки (muralis, vallaris и aurea), серебряные копья и личные знамена:

[Q(uinto) Antistio Advento] / Q(uinti) f(ilio) Quir(ina) Postumio A[q]u[i]/lino co(n)s(uli) sacerdoti fetia/li leg(ato) Aug(usti) pr(o) pr(aetore) provinc(iae) Ger/maniae inferioris leg(ato) Aug(usti) / at praetenturam Italiae et / Alpium expeditione Germa/nica cura(tori) operum locorumq(ue) / publicorum leg(ato) Aug(usti) pr(o) pr(aetore) / provinc(iae) Arabiae leg(ato) Aug(usti) leg(ionis) / VI Ferratae et secundae Ad/iutricis translato in eam ex/peditione Parthica qua do/natus est donis militaribus / coronis murali vallari au/rea hastis puris tribus ve/xillis duobus praetori leg(ato) / pr(o) pr(aetore) provinc(iae) Africae tr(ibuno) pl(ebis) se/viro eq(uitum) R(omanorum) q(uaestori) pr(o) pr(aetore) provinc(iae) / Macedoniae tribuno mil(itum) / leg(ionis) I Minervae P(iae) F(idelis) IIIIvir(o) / viarum curandarum / Sex(tus) Marcius Maximus ob in/signem eius in se benvolen/tiam s(ua) p(ecunia) p(osuit) d(e)d(icavit) (Dessau ILS, 8977)

http://s2.uploads.ru/t/sTPZ2.jpg
Надпись в честь Кв. Антистия Адвента Постумия Аквиллина.

Однако самой значимой наградой была та, которой был отмечен весь легион. Через двести лет после легионных выпусков Марка Антония, Марк Антонин и его соправитель Луций Вер решили повторить его чеканку в честь VI Железного легиона.

http://s7.uploads.ru/t/TxbE0.jpg
RIC 443

Возможно, в этой войне в рядах VI Железного участвовал Л. Арторий Каст, которого некоторые исследователи считают прототипом легендарного короля Артура. В найденной надгробной надписи Артория среди этапов его карьеры названо и командованием центурией в VI Ferrata легионе:

D(is) [M(anibus)] / L(ucius) Artori[us Ca]stus |(centurio) leg(ionis) / III Gallicae item [|(centurio) le]g(ionis) VI Ferra/tae item |(centurio) leg(ionis) II Adi(utricis) [i]tem |(centurio) leg(ionis) V M[a]/c(edonicae) item p(rimus) p(ilus) eiusdem praeposito / classis Misenatium [pr]aef(ectus) leg(ionis) VI / Victricis duci(!) legg(ionum) [alaru]m Britan(n) ic(i) /(mi)arum adversus Arm[oricano]s proc(urator) cente/nario(!) provinciae Li[burniae iure] gladi(i) vi/vus ipse sibi et suis [3 ex te]stamento (CIL III, 1919).

Экспедиция в Арморику, о которой говорится в надписи, состоялась в 185 г., что относит службу Артория в VI легионе к более раннему периоду — к 60-м гг. II в. н. э.

Гражданская война, начавшаяся в империи после убийства Коммода, вписала немало страниц в славную историю VI легиона. Легион поддержал Септимия Севера против Песценния Нигера и получил от победителя в знак благодарности почетное дополнение к названию — Fidelis Constans, то есть «Верный и Постоянный». Многие легионеры VI-го Железного после победы Севера были переведены в реформированную им преторианскую гвардию, что также служит показателем признательности императора легиону и его солдатам.

В III в. история легиона продолжается, хотя упоминания о нем становятся отрывочными и малопонятными. К правлению Филиппа I Араба относится монета, отчеканенная в Дамаске с изображением жены императора Отацилии Северы на аверсе и волчицы с близнецами Ромулом и Ремом на реверсе. Легенда реверса — LEG VI FER F C позволяет утверждать, что эта монета отчеканена в честь VI Железного легиона. Вероятно, Дамаск, получивший в правление Александра Севера права колонии, получил вместе с ними и отряд колонистов из VI Железного легиона.

http://s6.uploads.ru/t/dXk6p.jpg
BMC Galatia, Cappadocia and Syria, 25

Изображение волчицы с близнецами, встречающееся также на пряжке с надписью VI Ferrata легиона, является легионным знаком — таким, как слон у V Alauda, орел у V Macedonica и лев у XIII Gemina.

В 259—260 гг. легион, вероятно, сопутствовал императору Валериану в Персидском походе. Сражение с персами, закончившееся поражением и пленом Валериана стало, как представляется, также и последним сражением VI Железного легиона. Пленные легионеры Железного легиона были, вероятно, угнаны в Персию и приняли участие в строительстве 550-метрового моста Band-e Qaisar («мост императора») в Бишапуре.

http://s2.uploads.ru/t/hcB5n.jpg
Развалины моста в Бишапуре.

Последнее упоминание о VI Железном легионе относится к 273 году. В этом году в Финикии умер Гераклит, в свое время командовавший легионом, но не разделивший его судьбу и судьбу императора Валериана.

Так закончилась история одного из славных легионов Рима… Легиона, имя которого продолжает жить в песне, написанной в 1976 году Александром Козловым:

Сожжен в песках Иерусалима,
В водах Евфрата закален —
В честь императора и Рима
Шестой шагает легион.