ОДОАКР и "АКАКИАНСКАЯ СХИЗМА"
В церковной истории под «акакианской схизмой» принято понимать продолжавшийся с 484 по 519 год первый раскол между Римской и Константинопольской церквями, виновником которого обычно полагается константинопольский патриарх Акакий, поддержавший изданный императором Зеноном «Энотикон», направленный на установление церковного мира в империи, и который римский папа посчитал уступкой монофизитам[1]. Существует, однако, и иной взгляд на данное событие, в соответствии с которым причиной раскола явились неканонические действия римского папы Феликса ΙΙΙ, получившие продолжение у его преемника папы Геласия I; в настоящее время в отечественной историографии эту тему разрабатывает М. В. Грацианский[2].
Суть этой концепции состоит в следующем.
В течение V века восточные, и особенно александрийская, церкви сотрясались христологическими спорами между сторонниками и противниками учений Нестория и Евтихия. В 431 году созванный по инициативе александрийского епископа Кирилла Третий Вселенский (Первый Эфесский) собор осудил учение константинопольского епископа Нестория. В 449 году Второй Эфесский (т.н. «Разбойничий») собор под председательством александрийского епископа Диоскора признал правоверным учение Евтихия, осужденное Константинопольским собором 448 года под председательством константинопольского епископа Флавиана, и низложил его противников – самого Флавиана и ряд других восточных епископов.
По восхождении на восточный императорский престол Маркиана (450-457) папа Лев добился от него проведения очередного Вселенского собора в 451 году в Халкедоне. Собор осудил учение Евтихия (получившее впоследствии наименование «монофизитства») и низложил Диоскора с александрийской кафедры. Его место занял архипресвитер Протерий, приверженец Халкедонского собора; однако сторонники пользовавшегося популярностью в Александрии смещённого Диоскора держали город в состоянии непреходящей смуты: «Протерий многократно подвергался опасности, так что на протяжении большей части своего понтификата он был вынужден для защиты прибегать к помощи военных, но вплоть до смерти императора Маркиана ему удавалось спастись от вражеских покушений»[3]. В 457 году, после получения известия о смерти Маркиана, сторонники Диоскора убивают Протерия и избирают александрийским патриархом антихалкедонита Тимофея ΙΙ Элура. По приказу императора Льва (457-474) дукс Александрии Стила в 460 году сместил Тимофея (он был сослан в Херсонес Таврический) и патриархом становится халкедонит Тимофей IΙΙ Салофакиол.
В 474 году императором Востока становится Зенон (474-475, 476-491); уже в 475 году против него восстал брат жены императора Льва Василиск. Зенон бежал в Исаврию, а Василиск, «захватив власть, написал всему кругу земель установление против халкедонского собора, которое он назвал «Энкиклией». После этого Василиск вернул епископат александрийской церкви Тимофею Элуру и все еретики были вновь утверждены на своих престолах, а католик Тимофей бежал в крепость Каноп и скрылся в монастыре»[4]. Необходимо отметить, что «константинопольский предстоятель Акакий, болезнуя об этом, возмутил монахов и жителей столицы против Василиска, как еретика, – и Василиск тогда же отменил прежнее свое окружное послание и написал указ, чтобы оно, данное по неосмотрительности, признаваемо было недействительным. Вследствие сего он разослал противоположное прежнему окружное послание, которым халкедонский Собор утверждался»[5]. Но было уже поздно, в 476 году Василиск был свергнут вернувшимся к власти Зеноном. Вскоре, в 477 году, Тимофей Элур умер; его сторонники избрали новым патриархом антихалкедонита Петра III Монга; по приказу Зенона он был изгнан и александрийским патриархом вновь становится халкедонит Тимофей Салофакиол.
Вся эта чехарда в значительной степени вызывалась не только вероучительными разногласиями, но и чисто политическим соперничеством между константинопольским и александрийским патриархатами за первенствующее место на Востоке; внешне же этот конфликт выражался как противостояние и борьба между сторонниками и противниками Халкедонского собора. Восточные императоры, заинтересованные в усилении роли константинопольского патриархата, выступали вследствие этого в поддержку халкедонской партии; узурпатор Василиск, выступивший с противоположных позиций, противостоял тем самым партии Зенона и стремился заручиться поддержкой монофизитского большинства александрийской церкви. Римские епископы в продолжение всего конфликта последовательно занимали твёрдую прохалкедонскую позицию, поскольку обстоятельства утверждения этим собором диофизитского догмата, изложенного в послании папы Льва константинопольскому патриарху Флавиану («Томос Льва»), обосновывали претензии римского апостолического престола на верховную власть во всей христианской церкви.
В 482 году александрийский патриарх Тимофей Салофакиол скончался; незадолго до этого он, желая обеспечить себе достойного преемника, отправил для обсуждения данного вопроса в Константинополь пресвитера Иоанна Талайю. Император Зенон согласился с тем, чтобы по смерти патриарха жители Александрии могли сами избрать ему преемника, но, подозревая, что Иоанн Талайя сам метит в преемники, взял с него клятвенное обещание не добиваться патриаршества; вероятно, такая клятва понадобилась Зенону потому, что за время пребывания в Константинополе Иоанн Талайя сблизился с могущественным магистром Иллом, который в 476 году, во главе армии перейдя со стороны Василиска на сторону Зенона, обеспечил возвращение последнего к власти, в 479 году разгромил восстание Маркиана (внука императора Маркиана и сына западного императора Антемия), а в 480 году отразил нападение на Константинополь готских отрядов Теодериха Страбона. Зенон мог опасаться восхождения на александрийский патриарший престол ставленника столь могущественного вельможи. По сообщению Захарии Ритора, в том, что он не будет претендовать на избрание патриархом, Иоанн поклялся в присутствии императора, синклита и константинопольского патриарха Акакия[6].
Однако Иоанн Талайя не сдержал клятвы и был рукоположен александрийским клиром в патриархи (в то время как монофизиты вновь избрали ссыльного Петра Монга); по сообщению Захарии Ритора, избрание Иоанна было обеспечено августалом Феогностом, также сторонником Илла. Более того, после избрания Иоанн обещал Феогносту выдать императорское одеяние, некогда подаренное императором Аркадием александрийскому патриарху Феофилу (384-412)[7]. Все эти действия должны были выглядеть крайне подозрительными для Зенона, опасавшегося – и не напрасно – узурпации со стороны приверженцев Илла.
В соответствии с установившимся порядком вновь избранный патриарх извещал о своём избрании императора и глав церквей; однако Иоанн, направив такое послание римскому папе Симплицию, не отправил такое же константинопольскому патриарху Акакию; зато им было направлено послание не только императору, но и Иллу, через которого он планировал уладить вопрос о своём избрании с императором. Однако Илла в Константинополе не оказалось и посланник Иоанна, не передав послание императору, отправился вслед за Иллом в Антиохию.
Узнав об избрании Иоанна и не получив от него послания об этом, Акакий разгневался и вступил в соглашение со сторонниками Петра Монга, согласившись признать его избрание на александрийскую кафедру в случае отказа от поддержки монофизитов. По совету Акакия Зеноном был издан «Энотикон», излагавший исповедание догматов, утверждённых тремя первыми вселенскими соборами и не высказывавший своего отношения к результатам соборов, претендующих на статус Четвёртого Вселенского, т.е. Второго Эфесского («Разбойничьего») и Халкедонского. Этим документом Зенон преследовал не столько догматические, сколько политические цели, стремясь создать основу для прекращения распрей между церквями и для их объединения. Можно сказать, что в значительной степени ему это удалось и отношения между восточными патриархатами (включая внеимперские кавказские церкви) оставались достаточно мирными в течение более четверти века, исключая, разве что, наиболее радикальных сторонников и противников Халкедонского собора.
Как бы то ни было, Пётр Монг «Энотикон» подписал, был принят в общение патриархом Акакием и возвращён на александрийскую кафедру; смещённый же с неё по приказу Зенона Иоанн Талайя бежал к своему покровителю патрицию Иллу в Антиохию. Здесь необходимо отметить, что в середине 482 года в Константинополе на Илла было совершено покушение, инспирированное женой Зенона Ариадной; опасаясь за свою жизнь, Илл, в то время magister militum per Orientem, убыл к своим войскам на восток, а в следующем 483 году поднял восстание против Зенона. Вот к нему-то и явился за защитой от императорского «произвола» Иоанн Талайя. Илл посоветовал ему обратиться к антиохийскому патриарху Каландиону, который написал в защиту Иоанна Акакию и Симплицию. Акакий ответил, что александрийского патриарха по имени Иоанн он не знает, и формально это так – ведь Иоанн не удосужился официально уведомить Акакия о своём избрании.
15 июля 482 года Симплиций написал Акакию[8], что им было получено сообщение александрийского собора об избрании Иоанна, которое он одобрил, но затем получил сообщение от императора о том, что Иоанн низложен вследствие совершённого им клятвопреступления, и потому своё одобрение он отозвал. Вопрос, таким образом, казался исчерпанным, поскольку и император Зенон, и патриарх Акакий, и папа Симплиций не признали Иоанна александрийским патриархом.
Иоанн Талайя сам отправился в Рим, лично искать заступничества у папы Симплиция, и уверял последнего в том, что он пострадал за защиту халкедонского вероучения, а нынешний александрийский патриарх Пётр Монг, напротив, этому вероучению враг.
10 марта 483 года папа Симплиций скончался. Сразу же по восхождении на папский престол новый папа Феликс ΙΙΙ, основываясь на выдвинутых Иоанном Талайей обвинениях, отправляет в Константинополь послание, по сути – повестку, вызывая в Рим константинопольского патриарха Акакия, чтобы тот ответил на обвинения Иоанна перед судом римского епископа. Однако папские легаты, епископы Виталий и Мисен, были задержаны властями, а затем участвовали в проведении службы, в ходе которой Пётр Монг возглашался Акакием как патриарх Александрийский; тем самым папские легаты, в противоречие с содержанием папского послания, своими действиями признали назначение Петра александрийским патриархом. Об этом доложили в Рим монахи-акимиты и по возвращении легаты были отрешены от своих должностей.
Тогда папа Феликс направил в Константинополь послание, обвиняющее Акакия в оскорблении апостола Петра, выразившемся в принуждении папских легатов вступить с собой в общение; в отказе отвечать перед папским престолом на обвинения Иоанна Талайи; в общении с еретиком Петром Монгом; во вмешательстве в дела Антиохийского патриархата.
Поскольку поддержанный императором Зеноном патриарх Акакий папскую инвективу проигнорировал, 28 июля 484 года Феликс своим единоличным решением отлучил его от церкви[9]. Отлучительное послание папы было доставлено в Константинополь и акимиты изловчились прикрепить его к облачению Акакия во время церковной службы. Опираясь на поддержку императора, Акакий проигнорировал и это папское отлучение, в свою очередь вычеркнув имя папы Феликса из диптихов; тем самым и было положено начало «акакианской схизме».
Как считает М.В. Грацианский, «первое обвинение в адрес Акакия выглядит настолько нелепым, что его даже трудно комментировать. В целом отлучение Акакия Феликсом содержало грубые нарушения процедур принятия соборного решения в отношении предстоятеля кафедры, стоящей по рангу на первом месте во Вселенской Церкви (даже несмотря на то, что этот факт папами не признавался). Анафема Феликса была оформлена как его личное решение, в то время как низложение Акакия согласно сложившейся практике могло быть проведено исключительно Вселенским Собором.
Также вызывает сомнение законность осуждения, состоявшегося в отсутствие обвиняемого. Коль скоро в 483 г. папа Феликс потребовал явки Акакия на суд по делу Иоанна Талайи, согласно римской судебной практике был необходим троекратный вызов обвиняемого и только после третьей неявки ответчика суд мог состояться в его отсутствие (per contumaciam). Ничего подобного предпринято не было: у нас нет свидетельств того, что Феликс три раза официально вызывал Акакия в суд. Более того, у нас нет никаких свидетельств того, что в 484 г. вообще имело место разбирательство дела Акакия в связи с обвинениями Иоанна Талайи.
Обвинение во вмешательстве во внутренние дела других Церквей также не выдерживает критики. Каландион Антиохийский, в юрисдикцию которого, якобы, вмешался Акакий, рукоположив епископа Тирского, однозначно не подавал папе Феликсу апелляции, иначе следовало бы ожидать, что послание, которым понтифик вызывал Акакия на суд в Рим, упомянуло бы о том, что наряду с обвинениями, выдвинутыми Иоанном Талайей, имеются также libelli со стороны Каландиона. При данных обстоятельствах уже демарш Феликса можно расценивать как немотивированное вмешательство в дела не только Константинопольской, но еще и Антиохийской Церкви»[10].
Поскольку явно неканонические действия римского епископа вызвали обоснованное недоумение в восточных церквях, папа Феликс для исправления ситуации решил задним числом легитимизировать своё личное решение об отлучении константинопольского патриарха. 5 октября 485 года созванный папой в Риме собор 44 италийских епископов направил пресвитерам и архимандритам Константинополя и Вифинии послание, содержащее теперь уже соборную анафему Акакию[11]. Можно, однако, утверждать, что данное соборное решение не столько узаконило, сколько самим своим фактом подтвердило неканоничность предыдущего единоличного решения папы об отлучении Акакия; да и поместный собор из епископов мелких италийских городов вряд ли может всерьёз считаться инстанцией, полномочной отлучать и низлагать одного из вселенских патриархов. По сути, в данном случае папа довольно неуклюже пытался придать определению поместного собора силу решения собора вселенского.
В 490 году, уже после смерти Акакия, папа Феликс, пытаясь доказать его «еретичество», объявил, что для осуждения достаточно определений Халкедонского собора, анафематствовавших ересь Евтихия; более того, осуждению подлежат не только его последователи, но и те, кто вступал с ними в общение. Таким образом, для папы ересь Акакия очевидна и не нуждается в доказательствах – и это несмотря на то, что сам Акакий неоднократно анафематствовал Евтихия.
Вступивший на римский престол в 492 году папа Геласий I продолжил избранную его предшественником линию осуждения действий константинопольского патриарха, тем более что, будучи советником папы Феликса, сам принимал участие в её разработке. Нужно сказать, что Геласий вывел аргументацию правоты римского престола на новый уровень, апеллируя к унаследованному от первого римского епископа апостола Петра непререкаемому авторитету римской церкви, обосновывая её претензии на верховную власть во Вселенской церкви своеобразно истолкованными, а порой и просто сфальсифицированными ссылками на определения Вселенских соборов, и утверждая, что «римский епископ имеет право самостоятельно и без проведения какого бы то ни было собора заочно низлагать предстоятелей иных поместных Церквей, а также имеет «древнее, с тех пор как стоит христианская религия, епископское право суда» (pontificium judicandi)»[12].
Так, в 495 году папа Геласий писал епископам Востока: «Ведь поскольку Акакий и не обладал никакой привилегией, чтобы выдвигать обвинение против второго (т.е. александрийского) престола, [неужели] он имел право осуждать? И равным образом, не получив полномочия от первой (т.е. римской) кафедры, он не имел ни права испытывать Петра (Монга), ни власти вполне принимать его… Стало быть, подобно тому, как он не должен был осуждать, прежде чем доложит и запросит, чтобы тот (т. е. Пётр) был осужден апостольской властью, так и, принимая (Петра), он должен был соблюсти меру, и, прежде чем сочетаться с ним общением, запросить, чтобы тот был испытан апостольским престолом и очищен законным порядком. Поскольку же Акакий не имел достаточной епископской власти (pontificium) ни для испытания, ни для принятия, то только авторитетом и с согласия сего престола мог бы он это исполнить; без авторитета же (святого престола) он сам не мог осуждать, [ведь] без главенствующего его (святого престола) усердия не мог тот ни быть рассужен, ни очищен, ни соответствующим образом допущен к общению»[13].
Завершилась схизма 28 марта 519 года, когда константинопольский патриарх Иоанн II подписал доставленное легатами послание папы Гормизда (libellus или formula Hormisdae), которым провозглашался халкедонский символ веры и анафематствовалось всё, с ним не согласное, в том числе Пётр Монг и патриарх Акакий. Правда, условия прекращения схизмы между Римом и Константинополем повлекли раскол между последним и другими восточными патриархатами, но это уже другая история.
Таким образом, как пишет М. В. Грацианский, папа Феликс «противопоставил себя Вселенской Церкви и стал инициатором первого крупного церковного раскола между Западом и Востоком. В то время это было понятно всем. Спокойная реакция Акакия на собственное отлучение была продиктована его уверенностью в канонической неуязвимости собственных действий, в то время как папам пришлось долго разъяснять и оправдывать свою позицию. Мотивы, по которым папа Феликс осудил патриарха, так и остались непонятными для широких слоев паствы и клира Восточных Церквей, что в конечном итоге привело к окончательной реабилитации Акакия Константинопольского после 5-го Вселенского Собора»[14].