Можно и так, кстати Хотя, по отношению к художественному произведению вполне допустима некоторая вольность, т.к. пишется оно, все же, не для римлян
Вы же, как я понял, стремитесь к аутентичности, а не к "пеплуму"?
Датировать события республиканской эпохи "от основания Города" конечно можно, и любитель "Гладиатора" даже почувствует свою сопричастность к Римской истории, но мало-мальскому специалисту это будет выглядеть как если бы рассказ об истории Отечественной войны 1812 г. начинать "Случилось это в лето от сотворения мира 7320-е...". Формально правильно, но анахронизм...
Можно, конечно, и в Заальпийскую Галлию его поместить. Так даже интересней будет. Куда?
Или, все же, Нарбонна, что более логично? Кстати, нахождение IX легиона там вполне логично и уместно.
И отправление вексилии Публия в Цизальпинскую Галлию тоже достаточно логично.
Об этом пишет Гирций: "46. Это известие убедило Цезаря в том, что во всех областях Галлии его дела идут хорошо и что за истекшее лето Галлия вполне побеждена и покорена. Но он сам еще ни разу не был в Аквитании, которая только отчасти была побеждена П. Крассом12, и потому отправился с двумя легионами в эту часть Галлии, чтобы там закончить свою летнюю кампанию. И эту операцию он исполнил с обычной быстротой и удачей. Все аквитанские общины прислали к Цезарю послов и дали ему заложников. После этого сам он с конным отрядом отправился в Нарбон, а армию поручил своим легатам отвести на зимние квартиры: четыре легиона он разместил в Бельгии под командой легатов М. Антония, Г. Требония и П. Ватиния, два легиона были отведены в область эдуев, которые, как ему было известно, пользовались во всей Галлии величайшим авторитетом, два оставлены были в стране туронов на границе карнутов, чтобы держать в повиновении всю ту прилегающую к Океану страну, два остальных должны были стоять в стране лемовиков недалеко от арвернов, чтобы, таким образом, ни одна часть Галлии не оставалась незанятой римским войском. Сам он пробыл несколько дней в Провинции. Там он поспешно объехал все судебные округа, разобрал общественные тяжбы и наградил людей заслуженных: ему было очень легко познакомиться с поведением и настроением жителей во время восстания всей Галлии, с которым он справился благодаря верности и поддержке Провинции. После этого он вернулся к легионам в Бельгию и провел зиму в Неметокенне".
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1364955008
Неметокенна - это современный Аррас в Пикардии.
Исходя из текста, я, кстати, думаю, что Лабиен зимой был не с Цезарем.
Но, при этом, он оставался легатом легиона Правда, насколько удалось выяснить, не IX-го, а X-го. В данном конкретном случае Лабиен показан как легат и ближайший помощник Цезаря на тот момент.
Нет. Легат легиона - это Требоний, Г.Фабий и т.п. Лабиен был рангом выше. В армии он командовал отдельным корпусом из нескольких легионов.
Нигде не встречал упоминаний о вражде Лабиена с Цицероном. Вроде бы они оба упоротые республиканцы и делить им особо нечего было.
Посмотрите "дело Рабирия": http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1267350008
Или, например, Цицерон в письме перечисляет то, что ему ненавистно: "В таком случае я одобряю также свое изгнание и гибель земель в Кампании, и усыновление патриция плебеем, гадитанца митиленцем, одобряю и богатства Лабиена и Мамурры, и сады, и тускульскую усадьбу Бальба. Но источник всего этого один".
Лабиен, кстати, не "упоротый республиканец". Он vir militaris, self-made-man... Он помпеянец, но не республиканец и готов "нагнуть" республику (и "нагинал", когда это было возможно) ради своих интересов или интересов своих покровителей.
После разгрома (фактически единолично) Цицероном заговора Катилины, Цезарь не мог испытывать к нему дружеских чувств. Возможно, мог уважать как хорошего оратора и умного политика, но не более.
В политике - да. Но здесь же Цезарь комментирует литературные достоинства Цицерона, а к ним он относился очень хорошо.
Вроде бы читал и про хождение золотого (персидского) денария (впрочем, здесь спорить не берусь). Дальше провел аналогию с денежной системой Византии, где существовало обращение как золотой (солид), так и серебряной (номисма) монеты и курсы обмена между ними. Давайте уточнять
Так что, когда Лабиен говорит о стоимости чаши, то оценивает ее именно в золотых монетах, что, примерно, в 80-90 раз дороже серебряного эквивалента.
У Вас неверное представление о монетной системе этого периода. Вечером попробую написать подробно (если вдруг забуду - напомните)...
По Вики начало года на 1 января перенес Цезарь. Источник, конечно, тот ещё, но танцы у меня от печки.
Философский вопрос - что считать началом года? Гражданский календарь рассматривал смену годов как смену консулов, по которым эти годы назывались.
Несколько лет назад меня пытались убедить, что существовал еще и религиозный календарь, который якобы и начинался в марте (кстати, 15-го, а не 1-го, то есть в иды, а не в календы), но аргументация меня совершенно не убедила.
Если уйти от тонкостей и считать так, как римляне, то для них новый год начинался после вступления в должность новых консулов, а это с 154-го (если не путаю на пару лет) г. ВС происходило 1 января. До этого, действительно, 15 марта.
Вроде бы правильно и так и эдак - знамя (отряд) и отряд (со знаменем). Типа как сказать штандарт и штандартия.
Знамя - vexillum
"Отряд под знаменем" - vexillatio.
Термин "вексиллия" (vexillio?) не существует.
Сенат требовал от Цезаря явиться в качестве частного гражданина, подобно Катилине в своё время, запрещая ему появление с легионами для проведения триумфа (который без легионов не проводился). Требование справедливое, т.к. явись Цезарь на триумф, быть бы ему диктатором (и Императором) безо всяких на то ужимок и прыжков (примерно, как в свое время Сулла поступил). Частному же гражданину триумф не положен.
Это не верно. Подробнее, если Вы не против, - вечером.
Не понял по поводу Катилины. Что Вы имеете ввиду? Если мятеж, то Катилина во время мятежа был как раз частным лицом.
Вроде бы понятие "декады", как временного промежутка, у римлян было ещё со времен счета лунного календаря, т.е. не пойми с каких времен.
Не знаю. У римлян были нундины, то есть "восьмидневия". О десятидневной неделе слышу первый раз.
Федераты - анахронизм? Я бы сказал, скорее, новояз для тех времен.
В любом случае этот термин не употреблялся.